Александровский классицизм (1800 - 1812)
Война с Наполеоном не повлияла на художественные пристрастия Александра. Вступив в 1814 г. во главе союзных армий в Париж, Александр не забыл о своих художественных проектах. Он намеревался пригласить в Петербург Ш. Персье и П. Фонтена, придворных архитекторов Наполеона, но выбрал никому неизвестного тогда О. Монферрана, будущего строителя грандиозного Исаакиевского собора и Александровской колонны. И. Грабарь писал о том, что если во Франции «естественное развитие Классицизма было прервано холодной диктатурой Ампира», то по «странной прихоти судьбы Россия становится второй родиной нового стиля, ибо в Петербурге продолжается развитие блестящих французских идей». Но в 1811 г. скончался А. Захаров, в 1813 г. - Томон. Они не оставили после себя школы, и стиль александровского классицизма стал перерождаться в «русский ампир» К. Росси и В. Стасова. С александровской эпохой связано обновление Петербургской Академии художеств, деятельность ее президента А. Оленина и начало движения национального романтизма в русском искусстве. Императору Александру принадлежала и романтическая идея возведения в Москве на Воробьевых горах храма-памятника Христу Спасителю и русским воинам, по обету за избавление от наполеоновского нашествия. Позднее в ином месте такой храм в формах «русско-византийского» стиля построил К. Тон.
|
Здание Горного института, Петербург (1806-1808). Архитектор А. Воронихин |
|
Здание Горного института, Петербург. Похищение Прозерпины. Поединок Геракла с Антеем |
|
Казанский собор, Петербург (1801-1811). Архитектор А. Воронихин |
|
|
Здание Биржи с ростральными колоннами, Петербург, архитектор Тома де Томон |
|
|
Здание Главного Адмиралтейства, Петербург (1806-1823). Архитектор А. Захаров |
|
|
Стрелка Васильевского острова |