Александровский классицизм (1800 - 1812)
Архитектура Александровского классицизма - эпоха позднего классицизма и его расцвет. На формирование стиля огромное влияние оказало открытие памятников древнегреческой архитектуры, долгое время находившихся вне поля зрения европейцев и непосредственнейшее участие в процессе формирования национальной архитектуры самого императора Александра I.
Александровский классицизм - историко-региональный стиль русского искусства начала XIX века. Проявился, главным образом, в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве Петербурга до начала Отечественной войны 1812 г. Название ввел в обиход художник и историк искусства И. Грабарь в 1912 г. Другие историки архитектуры называют этот неповторимый стиль, следующий за екатерининским классицизмом, либо просто русским классицизмом, либо «высоким классицизмом». Последнее определение менее содержательно. Еще неудачнее называть этот стиль «русским ампиром», поскольку «имперские» черты проявились достаточно ясно в архитектуре Петербурга позднее, в 1820-1830-х гг. Особенности «довоенного» архитектурного стиля самого начала XIX века связаны с иными источниками, идеями и деятельностью одного из самых выдающихся русских государей - императора Александра I Павловича (годы правления 1801-1825). Отсюда правильное название стиля. Александр был человеком тонкой души и образованности, его называли «Ангелом, дарованным России» после тяжелых лет царствования Павла. Александр Павлович воспитывался швейцарским французом Лагарпом, республиканцем и демократом, в духе идеалов свободы древних греков и римлян. Друзьями императора были молодые, воспитанные во Франции дворяне: граф П. Строганов, князь В. Кочубей. Они составили проект первой российской конституции. По восшествии на престол, Александр отложил принятие конституции, но объявил, что будет царствовать «по закону и по сердцу» своей августейшей бабки Екатерины Великой и продолжит ее просветительские начинания. «Дней александровых прекрасное начало» воспел А. Пушкин. Даже неистовый А. Герцен, клеймивший всю династию Романовых, сделал для «Александра Благословенного» исключение и назвал его «добрым мечтателем». Н. Бердяев считал «Пушкина и александровскую эпоху» вершиной русской культуры. По характеристике В. Ключевского, императору «досталось амплуа романтически-мечтательного и байронически-разочарованного Гамлета .
С обильным запасом величавых античных образов и самоновейших политических идей вступил Александр в действительную жизнь». Молодому императору был присущ дар вестничества и он сумел сыграть, несмотря на свой ранний и таинственный уход, роль доброго вестника в искусстве и в архитектуре Петербурга. Главная особенность художественного стиля александровского классицизма состояла в романтических идеях последовательного проникновения в глубь веков: от открытий Геркуланума и Помпеи, вдохновлявших художников предшествующей эпохи, через изучение канонов Витрувия и А. Палладио к руинам дорического храма Пестума и, еще далее, вплоть до Египта. Причем основной формообразующей идеей подобного историзма было стремление к наивозможной простоте, ясности, монументальности. Если екатерининский классицизм второй половины XVIII века, по словам Грабаря «черпал свое вдохновение в формах римского искусства, и эти формы сохраняли свое обаяние и в царствование Павла», то с воцарением Александра «решающее значение получили формы Древней Греции, притом Греции архаической VI и V веков, на архитектуру которой в дальнейшем была ориентирована и сама архитектура Древней Греции (см. Античный Классицизм, Архитектура Древней Греции, Античное искусство). От архаизма греческого был один только шаг до Египта, влияние которого также не замедлило сказаться».
Политическим идеям и духу александровского правления более соответствовали формы искусства демократических Афин эпохи Перикла, а не императорского Рима. Поэтому называть стиль раннего александровского классицизма Ампиром, по меньшей мере, неточно. В моду входили колонны мощного и строгого дорического ордера храма Посейдона в Пестуме вместо распространенных ранее коринфских. В стиле пестумского храма было выстроено А. Воронихиным одно из первых зданий александровского времени в Петербурге - Горный институт на набережной Невы с монументальными скульптурными группами, по моделям С. Пименова и В. Демут-Малиновского, также стилизованными под архаику, изображающими поединок Геракла с Антеем и Похищение Прозерпины (1806-1808). Даже в другом, более помпезном сооружении Воронихина - Казанском соборе (1801-1811), действительно ассоциирующемся с Ампиром, прежде всего, из-за имперского замысла, принадлежавшего еще императору Павлу, основными качествами композиции являются простота и ясность силуэта.