Архитектура Италии
Среди мастеров, собиравшихся со всех концов Италии в папский Рим, первенствующее положение занял Донато де Анжело Браманте (1444 -1514). Его творчество имело также основополагающее значение для высокого возрождения, как творчество Брунеллески для предшествующего этапа.
Первая и наибольшая часть деятельности Браманте прошла в Милане. Родившись близ Урбина, он учился живописи у Мантеньи, Пьеро дела Франческа, фра Карневале и развивался как архитектор под влиянием Лаураны и Альберти. Около 1472 -1474 Браманте появился в Милане, первоначально выступив в качестве живописца.
В области зодчества Милан был необычайно консервативен. В Ломбардии почти до конца 15 века господствовали средневековые архитектурные формы, связанные с крепкими народными традициями кирпичного строительства и терракотового декора. Выдающееся значение творчества Браманте в миланский период его жизни состоит в том, что он сумел сочетать новые передовые стремления итальянского зодчества с умелой переработкой архитектурных традиций Ломбардии, показав необычайную жизненность нового архитектурного стиля и неисчерпаемые возможности, таившиеся в «классической» палитре архитектурных художественно-выразительных средств.
Первой архитектурной работой Браманте была перестройка начатой еще в 9 веки церкви Санта Мария прессо Сан Сатиро в Милане в 1479 году.
Браманте перестроил также маленькую надгробную часовню Сан Сатиро - 9 век, у северного конца трансепта, превратив ее из крестообразной постройки в круглую с нишами и пилястрами, образующими свободный ритм , подчеркнутый светотенью. Особого упоминания заслуживает на редкость лаконичные конструктивные формы карнизов, тяг и терракотовых элементов со скупо использованным орнаментом. Контрастные противопоставления родственных по формам, но различных по пропорциям церкви и крохотной, однако пластически выразительной, крупномасштабной по своим деталям часовне наглядно подчеркивает особенности каждого из этих сооружений.
Если северная часовня является своеобразным примером внешнего облика центрического здания воплощенного в миниатюрных масштабах, то пространственная композиция центрического интерьера разработана мастером в его лучшем раннем произведение – сокристии церкви Санта Мария прессо Сан Сатиро, встроенной в углу между правой ветви трансепта и продольного нефа.
Среди выдающихся художников и зодчих, находившихся в Милане одновременно с Браманте, необходимо выделить гениального Леонардо да Винчи, передовые градостроительные и архитектурные идеи которого зафиксированные в его записях и набросках, несомненно, оказали влияние на развитие Браманте. Они, в частности сказались в успешной разработке им одной из важнейших задач Возрождения – создания совершенного в своей симметрии кристаллически закономерного и гармоничного центрально-купольного здания, в котором целостное внутреннее помещение было бы органично выражено во внешнем объеме и связано с реальным природным окружением. Леонардо было свойственно исключительно широкое понимание задач архитектуры, что отразилось в его эскизах идеальных городов со множественными дифференцированными по своему назначению улицами, с движением в разных уровнях. Его увлекали идеи создания сложных жилых комплексов, ирригационных сооружений и судоходных каналов, церквей, общественных зданий и монументов, а также многие конструктивные проблемы, на пример вопросы построения сводов.