Архитектурно-художественная композиция Версальского дворца: путешествие по залам
В зале одинаково успешно можно было ставить оперы и давать спектакли, балы и праздники. Габриель выбрал для зала эллиптическую форму. В качестве материала выбрали породы дерева, имитирующие мрамор, при этом архитектор руководствовался не только принципами акустики, но и соображениями экономии. С помощью машиниста сцены Арну архитектор Габриель создает добротный деревянный декор, объединяющий в своем художественном замысле ложи, балконы и партер.
В этом зале в 1789 году состоялась последняя церемония Дореволюционной эпохи - печально известный банкет для офицеров личной Королевской гвардии.
Только один раз, по распоряжению Луи-Филиппа, этот зал вновь стал местом празднеств по случаю торжественного открытия в Версале Музея истории Франции. В связи с этими торжествами в убранство Оперы внесли значительные изменения; зал восстанавливается в своем первоначальном облике только в пятидесятые годы двадцатого столетия. В 1871 году здесь заседала Национальная Ассамблея, а затем, с 1876 по 1879 год - сенат.
Версаль, несомненно, является первым музеем истории наполеоновского времени. Луи-Филипп, которому принадлежит инициатива создания в Версале Музея истории Франции, руководствовался стремлением примирить все политические партии, при этом, продолжая восхвалять свое собственное правительство. Поэтому ему хотелось собрать коллекцию оригинальных полотен, прославляющих все периоды в истории Франции. Как он сам написал в предисловии к первому каталогу Музея, необходимо было «посвятить бывшие владения Людовика XIV всем славным победам, которые Франция одержала за всю свою историю…» При всех последующих за правлением Луи-Филиппа режимах эта идея всячески поддерживалась. С тех пор прикладываются усилия для обновления коллекций за счет современных поступлений живописных и скульптурных произведений.
Залы Крестовых походов. Чтобы отразить все важные события в истории государства, начиная с древних времен, Луи-Филипп обратился к признанным историческим живописцам эпохи. Эпопея Крестовых походов, столь дорогая сердцу романтических художников представлена в декоре, выполненном в стиле нео - готики, который был характерен вкусу «трубадуров» - романтиков. Плафоны украшены гербами средневековых рыцарей, прославленных в крестовых походах, а стиль меблировки навеян романами Вальтера Скотта и Виктора Гюго.
Залы XVII века. Пройдя по вестибюлю Габриеля, а затем по нижнему вестибюлю Часовни, можно посетить залы первого и второго этажа Северного крыла, окнами выходящие на парк.
Когда-то эта часть замка отводилась под апартаменты для принцев крови, которые при Луи-Филиппе были перестроены в музейные залы. В этих залах хранятся коллекции XVII века, которые как бы служат введением в историю замка.
В последних залах первого этажа отражена придворная жизнь, приемы, празднества и блистательное окружение молодого монарха, а также немалый интерес, который король питал к наукам.
На втором этаже расположены два зала, посвященные различным военным эпизодам эпохи Людовика XIV.[15] Персоны из ближайшего окружения Людовика XIV, его министры, члены королевской семьи - их портреты выставлены в следующих залах, и среди них - несколько шедевров Миньяра. В последнем зале, прилегающем к верхнему вестибюлю часовни, находится гобелен, на котором изображен Людовика XIV, дающий аудиенцию Генуэзскому Дожу 15 мая 1685 года. Скульптурно-живописную композицию, занимающую более двадцати залов, дополняют предметы меблировки, изготовленные, главным образом, по технологии знаменитого краснодеревщика Андре Буля.
Залы XVIII века. Во время работ по обустройству Музея истории Франции апартаменты первого этажа центрального корпуса, ранее принадлежащие Дофинам Франции, их супругам, матери Людовика XVI, мадам де Помпадур и дочерям Людовика XV, были уничтожены. В начале XX века, во время первой реорганизации Музея здесь были залы живописи XVIII века. В настоящее время некоторые залы, в которых жили Дети Франции при Людовике XIV и Людовике XV, восстановлены благодаря сохранившимся на месте или в запасниках образцам деревянного декора. Отныне мы можем видеть занимающие весь этаж до Нижней галереи со стороны Южного партера покои Дофина (сына Людовика XV), и его супруги Марии Жозефы Саксонской - (прежде всего спальню, большой кабинет, библиотеку принца, внутренний кабинет принцессы), - а также малы комнаты, обустроенные во время Реставрации - (когда Людовик XVIII подумывал о возвращении в Версаль) - для герцогини Ангулемской (дочери Людовика XVI).
После нижней галереи пришла очередь для реставрации покоев, выходящих окнами на Северный партер, и которые принадлежали мадам Аделаиде и Виктории (дочерям Людовика XV); при Людовике XIV здесь размещались Банные кабинеты Короля. Со стороны Мраморного дворца восстанавливаются Караульный зал, квартира капитана Королевской охраны, а затем - частично - покои, перешедшие в распоряжение Марии Антуанетты после смерти мадам Софии в 1783 году.