Архитектура готического стиля в странах Европы
Лишь очень немногие периоды мировой истории архитектуры удостоились столь внимательного стилистического исследования, как готика. Существует много различных объяснений неожиданного расцвета в творчестве, сегодня в значительной степени установилось единое мнение, что колыбелью готики около 1130 г. стала Иль-де-Франс, область вокруг Парижа.
Несмотря на то, что такие характерные элементы, как реберный (нервюрный) свод и стрельчатая арка, встречались и в исламской и в романской архитектуре, готика, тем не менее, порывает с прошлым. Этот разрыв очевиден в отказе от каменных замкнутых массивов и фронтальности романских церквей. Им на смену пришло более легкое, прозрачное строительство, при котором подчеркивались диагональные линии и просветы.
Готика распространилась из Франции на бóльшую часть Европы, но не затронула Англию.
Франция.
Хор и нартекс церкви бенедиктинского монастыря Сен-Дени (1140 – 1144) является самым ранним и важным примером нового стиля. Заказчиком был настоятель аббат Сугерий (1081 – 1151), один из самых значительных меценатов в истории французской цивилизации. В образе нового великого здания Сугерий создал символ, имевший национальное значение.
На западе собора Сугерий приказал построить нартекс с парными башнями-близнецами и круглым витражным окном-«розой» - в центре фасада. Использованные Сугерием элементы – стрельчатые арки, ребристый свод, венец капелл вокруг хора – встречались и раньше. Новшество состояло в отказе от массивных разделительных стен, которые были заменены стройными колоннами. Помещения могли плавно протекать друг в друга, что сопровождалось игрой света и тени. Создавалось то вертикальное напряжение, которое создает ядро готической архитектуры. Хор Сен-Дени является важным ранним образцом обильного использования в готических интерьерах разноцветных стекол с фигуративной живописью.
Хотя строительство соборов в Лане и в Париже начинается приблизительно в одно и тоже время (около 1160), тем не менее, эти две церкви являются примерами совершенно ранней интерпретации ранней готики. Лан выражает живую радость, в то время как Нотр-Дам излучает спокойную уверенность. В этих соборах использовались однотипные пилоны, поскольку чередующиеся пилоны ослабляют впечатление пространственной динамики.
Лан, прежде всего, примечателен своими пятью башнями: пара башен на западном фасаде, по одной башне фланкируют трансепт и одна возвышается над средокрестием, башни украшены шестью огромными статуями быков.
Переход к характерной для многих зданий зрелой готики гармоничной замкнутости становится заметен уже при взгляде на план начатого около 1163 г. собора Нотр-Дам в Париже. Интерьер собора оформлен как единое целое, без какого-либо деления на части в плане или во внутренней структуре, что было типично для романской архитектуры. В момент своего возникновения собор был самой крупной церковью христианского мира.
Шартрский собор был заново отстроен после пожара 1194 г. и долгое время считался ключевым для понимания стиля зрелой готики. Наполнение конструкции светом достигалось в Шартре путем отказа от этажа эмпоров; интерьер главного нефа был трехэтажным: внизу высокие аркады, затем нижняя галерея, а над ней окна верхнего этажа. Окна собора украшены витражами, они погружают церковь в тот неземной свет, который становится квинтэссенцией готики.
Реймский собор (начат 1235) обнаруживает первые примеры настоящего ажурного орнамента, конструктивные элементы покрыты богатыми скульптурными украшениями, включая ангелов на внешних фиалах, краббы, водостоки с украшениями в виде фигур и листву на порталах и фризах. При ажурном орнаменте Реймса двойные окна составляют единой застекленной пространство с расположенными над ними шестилепестковыми розами.
Ажурный орнамент является готическим изобретением величайшего значения, поскольку в конечном итоге целые здания состояли только из ажурного орнамента и соответствующего остекленения.
Амьен, по общему мнению, считается классическим примером зрелой готики. Свод поднимается на 42,5 м, продолжается традиция ажурного орнамента стены. Здесь над четырехчастными окнами располагаются три круглых ажурных окна, что кажется, как будто стена полностью состоит из стекла и только обтянута каменными мембранами.
Выдающимися памятниками французской светской архитектуры 12 – 14 вв. являются укрепленные замки и города, которые возникали по всей стране, особенно в период Столетней войны.