Историко-художественный очерк
В 1740-х гг. крупное сооружение появилось там, где сейчас возвышается Инженерный замок. Построенный Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны Летний дворец по богатству декоративного убранства превзошел все ранее существовавшие в Летнем саду постройки.
Одновременно с постройкой дворца разбивается новый сад с лабиринтом липовых аллей, прудом, фонтанами, павильонами и другими малыми архитектурными формами. Устройством сада при третьем Летнем дворце также активно занимался архитектор Растрелли.
Особенно изменился облик ансамбля с южной стороны. Подъезжающие по широкой аллее, идущей от Невского проспекта, могли любоваться замечательной кованой решеткой с золочеными украшениями, за которой располагалась широкая площадь.
К 40-м гг. CVIII в. преобразились также третий Летний сад и Большой луг. Первый украшается затейливыми павильонами и сооружениями, предназначенными для аттракционов, широко распространившимися в этот период. Большой луг становится так называемым Променадом, то есть садом для прогулок. Но с началом царствования императрицы Елизаветы Петровны этот интереснейший ансамбль постепенно приходит в упадок.
В это время вход в Летний сад устанавливается со стороны Невы, и весь комплекс царской резиденции получает окончательное завершение. В архитектурных памятниках Летнего сада первой половины CVIII в., как в зеркале, отразилась история развития стиля барокко в России. В дальнейшем Летний сад уже никогда не достигал большего расцвета.
Во второй половине CVIII в. развертывается строительство пригородных ансамблей. Парки Павловска, Гатчины, Ораниенбаума и других пригородов Петербурга стали классическими образцами нового стиля. А преданный забвению Летний сад постепенно лишается прежнего ухода. К тому же его разрушают опустошительные наводнения, самое сильное из которых случилось в 1777 г.
Во второй половине CVIII в. уже сформировавшийся архитектурный центр Петербурга требует законченного оформления набережной Невы. Берега облицовываются гранитом от “Летнего дому до Галерного двора”, а Летний сад отделяется от проезжей части замечательной по своим художественным качествам оградой. Ю.М.Фельтен, автор отделки набережной стал ведущим архитектором при проектировании решетки. С 1770 по 1784 г., когда проводились работы по ее возведению, в Петербург были привезены металлические звенья решетки, выкованные на тульских заводах, финский гранит для цоколя и колонн.
Летний сад во второй половине CVIII в. становится местом прогулок для петербургских жителей. Если по указу 1755 г. разрешалось посещать сад 2 раза в неделю и в праздничные дни, то к CIC в. доступ в сад расширяется. Однако вплоть до 1917 г. плохо одетому простолюдину вход запрещается. История Летнего сада хранит немало традиций, сложившихся в это время: с 1751 г. устраиваются концерты оркестра роговой музыки, а позднее- оркестра духовых инструментов, общественные развлечения и большие праздники.
В CIC в. аллеи сада были местом встреч, прогулок для А.С. Пушкина, И.А. Крылова, И.А. Гончарова, П.И. Чайковского и многих других поэтов, писателей, композиторов, художников.
В первой половине CIC в. в Летнем саду опять работают выдающиеся мастера. Архитектор К.И. Росси строит в 1826 г. Кофейный домик на берегу Фонтанки, где в былые времена находился грот. Центральный зал Кофейного домика в Летнем саду украшают лепной фриз и две круглые кафельные печи. Фасады здания также декорированы лепными гипсовыми барельефами, отлитыми по рисункам скульптора В.И. Демут-Малиновского. В целом архитектурное решение Кофейного домика соответствует представлению о классицизме как о стиле с ясной логикой художественного построения.
Сохранились в Летнем саду и следы деятельности архитектора Л.И. Шарлеманя 2-го. В 1827 г. по проекту в Летнем саду строится Чайный домик в виде одноэтажного павильона с цоколем из путиловской плиты и деревянными стенами, имитирующими фасады каменного здания. Одновременно заканчиваются работы по оформлению южной территории сада. Набережная Мойки и проходящая рядом улица отделяются чугунной решеткой, отлитой также по проекту архитектора Шарлеманя. Основным ее украшением являются щиты с изображением головы Медузы Горгоны. Но эта часть сада приобретает современный вид только к 1839 г., когда около Карпиева пруда устанавливается ваза из эльфдальского порфира, подаренная Николаю I шведским королем Карлом Иоанном CIV.
Около Чайного домика 12 мая 1855 г. состоялось открытие бронзового памятника И.А. Крылову, исполненного скульптором П.К. Клодтом. Очень интересен гранитный пьедестал с отлитым в бронзе скульптурным фризом, на котором изображены персонажи крыловских басен. В этой работе принимал участие художник А.А. Агин, рисунки которого послужили основой для рельефных композиций постамента.