Архитектура Москвы. Модерн
Фасад здания (фото 2003 г.)
Фрагмент фасада. Центральная часть здания (фото 2003 г.)
Фрагмент фасада. Центральный вход(фото 2003 г.)
ГОСТИНИЦА «БОЯРСКИЙ ДВОР»(ДОМ МОСКОВСКОГО СТРАХОВОГО ОБЩЕСТВА), позже – ЗДАНИЕ ЦК КПСС, ныне – АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ
Старая пл., 8
1901-1902 гг., архит. Шехтель Франц (Федор) Осипович (1859, С.-Петербург — 1926, Москва).
Архитектура крупного полифункционального гостиничного комплекса характерна для творческого почерка Шехтеля начала 1900-х годов — она сочетает рационализм и тектоническую четкость фасадов с элементами декоративного модерна. Они включают элементы скульптурной декорации, образующие сплав мотивов, восходящих к французскому Ар Нуво и Венскому Сецессиону. Вертикальные членения, покрытые керамической плиткой серо-зеленого цвета, контрастируют со скульптурной пластикой темно-серых металлических балконов и лепными основаниями эркеров фланкирующих центральную часть сооружения с аркой входа, отмеченную в силуэте башенным объемом, некогда находившимся на одной оси с башней Китайгородской стены, снесенной в 1930-х годах. Первые два этажа со сплошными, некогда зеркальными остеклениями были предназначены для торговых помещений Богородско-Глуховской мануфактуры Морозовых. В подвальном этаже куда можно было заехать через проездную арку со стороны Никитникова переулка размещались принадлежавшие им склады товаров. Очень интересен и интерьер арки, объединяющей въезды во двор и подвальный этаж. Чрезвычайно выразительны короткие пузатые колонны с причудливыми «текучими» капителями в стилистике модерн, поддерживающие крестовые своды проездов.
Отделка помещений комплекса была элегантна и предельно проста. В здании размещалась автономная электрическая подстанция, обеспечивающая током не только освещение, но и функционирование 12 лифтов. Это первая постройка в Москве с таким количеством электроподъемников.
В творчестве Шехтеля это здание является одним из первых, четко выраженных в стиле модерн, где вместе с тем проявляется разумная основательность в композиционной простоте, изяществе деталей, тонком сочетании цветов, в продуманном равновесии архитектурных элементов.
В 1914-1915 годах в одном из номеров гостиницы останавливался Максим Горький, здесь его посещали Федор Шаляпин и Иван Бунин. В 1920-е годы здание передано Наркомзему. В октябре 1941 года средняя часть дома была серьезна повреждена во время фашисткой бомбардировки Москвы. При этом погиб выходивший из подъезда драматург Александр Афиногенов. Во второй половине XX века в здании размещался ЦК КПСС. С 1990-х — Администрация Президента Российской Федерации. План 5-го этажа (1900-е годы) Фасад здания (фото 2003 г.) Фрагмент фасада.
Центральная часть здания (фото 2003 г.) Фрагмент фасада. Проездная арка (фото 2003 г.)
ДОМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ОФИЦЕРОВ МОСКОВСКОГОВОЕННОГО ОКРУГА
(позже - ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОЕННЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙМАГАЗИН «ВОЕНТОРГ»)
Воздвиженка ул., 10
1912-1913 гг., архит. Залесский Сергей Борисович (1867, Кострома — ?).
Здание снесено в августе-ноябре 2003 г.
Главная тема фасадов здания — вертикализм всех его составляющих: эркеров, узких окон, вертикальных тяг, узора балконных решеток. Кульминацией этой вертикальной устремленности здания является башня, отмечающая его угол, разделенная узкими лопатками и имеющая геометрически простое, кубообразное завершение. Вход в сооружение также отмечен в силуэте постановкой ступенчатого аттика и двух кубов, прорезанных узкими проемами и покрытых полусферами. В целом проектное решение фасадов отличалось стилистической цельностью и тяготело к образности поздних построек Йозефа Ольбриха, в частности магазина Тиц в Дюссельдорфе. Не менее интересными были и интерьеры. Их отделка соответствовала уровню престижности нового магазина. Лестница центрального зала была облицована итальянским мрамором, стены и колонны на уровне 2-5-го этажей были украшены живописью. Стены буфета для публики на третьем этаже отделаны панелями из полированного американского ореха, а потолок украшен лепниной и живописными сюжетами. Рядом с буфетом располагалась гостиная в стиле Людовика XV с отреставрированной старинной мебелью. В 1935 году во внутреннее убранство были внесены серьезные коррективы. Вместо светового фонаря было организовано глухое сводчатое перекрытие, разобрана парадная лестница, а для возведения новой северная стена была отодвинута на несколько метров в глубь двора. Расширили пилоны центрального зала между первым и вторым этажами, для размещения на них скульптуры, которые позже были заменены на вазы.