Жан Батист Валлен Деламот и его творчество
РАБОТЫ АРХИТЕКТОРА Ж.Б.М. ВАЛЛЕН-ДЕЛАМОТА ПО ЗАКАЗАМ ЕКАТЕРИНЫ II
В. К. Шуйский (СПб)
Творчество Жана-Батиста-Мишеля Валлен-Деламота (1729 – 1800) на сегодняшний день изучено далеко не полностью, хотя он являлся ведущим архитектором первого десятилетия правления Екатерины II.
Находящиеся в Париже и Ангулеме и частично опубликованные во Франции чертежи Валлен-Деламота, а так же документальные архивные материалы, находящиеся в Петербурге, позволяют сделать ряд новых атрибуций и уточнений.
В начале правления Екатерины II переживает свое второе рождение Академия художеств. Из рук императрицы она получает не только устав и привилегии, но и новое здание, проект которого разработал Валлен Деламот. В отечественной литературе существует неверное представление о том, что основным автором этого выдающегося архитектурного произведения является А. Ф. Кокоринов. Однако обнаруженные во Франции предварительный проект здания Академии художеств, а также детальные чертежи Валлен-Деламота и отсутствие каких-либо графических материалов Кокоринова противоречат такому представлению.
После отставки Ф.?Б. Растрелли Валлен-Деламот фактически занял его место архитектора в Зимнем дворце. Им было выполнено большое количество проектов интерьеров: в 1762 году в западном корпусе для Екатерины II, в следующем году для нее же в юго-восточной части, в 1770 году в южном корпусе для великого князя Павла Петровича и в 1773 году в западном корпусе для великой княгини Наталии Алексеевны.
В литературе об архитекторе Ю. М. Фельтене категорически утверждается, что он проектировал интерьеры, разрабатывал чертежи каминов и стенных украшений в южном корпусе Зимнего дворца. Но наличие большого количества таких проектов Деламота и полное отсутствие чертежей Фельтена опровергают это утверждение.
Изучение французских источников совместно с отечественными архивными материалами позволило исключить так же авторство Фельтена относительно проекта набережной левого берега Невы, в частности, Дворцовой. Ее сооружение предполагалось еще Растрелли в связи со строительством Зимнего дворца. Воплотить же его замысел в проекте удавалось Валлен-Деламоту.
Предложенный производителем строительных работ Игнацио Росси проект Дворцовой набережной Екатерина II отвергла и утвердила вариант Валлен-Деламота.
Еще одной существенной работой Деламота по заказу Екатерины II явилось здание Малого Эрмитажа с висячим садом и галереей для размещения художественных коллекций, пристроенное к Зимнему дворцу в 1764 – 1775 годах. В литературе утвердилось нелепое представление о том, что это здание с двух сторон одновременно проектировалось разными архитекторами: со стороны Невы — Деламотом, а с Миллионной улицы — Фельтеном. Но проект принадлежал Деламоту, а Фельтен осуществлял строительство от начала и до конца. Такой же вывод подтверждает находящийся во Франции проект фасада здания Вольного экономического общества на углу Невского проспекта и Адмиралтейской площади, выполненный Деламотом в 1768 году (здание не сохранилось). По архитектурно-художественным приемам проект был очень близок к фасаду Малого Эрмитажа со стороны Миллионной. В этой части здания Валлен-Деламот проектировал апартаменты для фаворита Екатерины II графа Григория Орлова. Последний являлся президентом Вольного экономического общества, на строительства здания которого императрица пожертвовала часть своих собственных средств.
Творчество Жана-Батиста-Мишеля Валлен-Деламота (1729 – 1800) на сегодняшний день изучено далеко не полностью, хотя он являлся ведущим архитектором первого десятилетия правления Екатерины II.
Святой костел Екатерины, Невский проспект между 32 и 34
Памятник архитектуры, в стиле, переходном от барокко к раннему классицизму, возведен в 1763-83 (арх. Ж. Б. Валлен-Деламот, с 1775 стр-вом руководил А. Ринальди, изменивший первонач. проект). Расположенное в глубине участка монументальное, крестообразное в плане здание, вмещавшее до 2,5 тыс. чел., увенчано мощным куполом. Гл. фасад оформлен арочным порталом, опирающимся на свободно стоящие колонны. Венчает здание высокий парапет с фигурами евангелистов. Отделка интерьеров осуществлена арх. Д. Минчаки, худ. Д. Валериани, Я. Меттенлейтером и скульп. К. Альбани. В 1801 часть интерьера оформил арх. В. Бренна. В 1890-91 храм, имевший многонац. приход (ок. 25 тыс. чел.), был расширен. До 1892 в костеле служили католич. монахи, затем епархиальное духовенство. Будучи гл. католич. храмом столицы, костел имел мн. святынь, богатых даров и утвари. В его склепах погребены последний король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский (в 1938 его прах возвращен Польше) и франц. ген. Ж. В. Моро. В 1855 здесь отпевали арх. А. А. Монферрана. С 1844 при костеле действовало благотворит. об-во св. Викентия