Архитектор Эммануил Ходжаев (1834-1906)
Планировка помещений имеет четкие формы. Здание изначально имело водопровод, электроосвещение, канализировано. Отопление производилось с помощью
голландских печей, а частично облицованных метлахской плиткой, с керамическими украшениями, частично – полукруглых, чугунных. Высота почти всех помещений, за исключением мезонина, - около четырех и более метров. Полезная площадь - 1430 кв.м, кубатура - 5486 куб. м, подвал -2201 куб.м.
1.
Северный фасад.
Первый этаж – устроены окна-витрины с примыкающими к ним симметрично автономными входными остекленными дверями, в настоящее время не функционирующими. Центральный вход с двустворчатыми остекленными дверьми и полукруглым окном над ними. Двери поздние. В настоящее время перекрывают первоначально открытое углубление -- вход в здание, характерно решенное в стиле «модерн». Первоначальная входная дверь сохранилась.
Второй и третий этаж имеют эркеры - в центральной части, над входом; над ними, в центре - окно мезонина, трехчастное, оформленное в стиле «модерн». На втором и третьем этажах - восемь балконов и ажурными коваными ограждениями, довольно хорошей сохранности. На втором этаже пять окон и четыре балконных остекленных двери, а на третьем - четырнадцать окон и четыре балконных двери.
Фасад здания украшают также пилястры, завершающиеся на крыше невысокими прямоугольными обелисками. Некоторые первоначальные украшения фасада утрачены. На одной из пилястр укреплена мемориальная доска в память о пребывании здесь Г.Г.Анджиевского.
2.
Южный фасад.
Выложен из желтого кирпича, неоштукатурен, украшен кирпичными поясками, окна - фигурными оконными наличниками разной формы - из кирпича. Окна нескольких видов, форм и размеров придают разнообразие фасаду. В западной части - остатки несохранившейся веранды - на уровне первого этажа. Между вторым и третьим этажами на фасаде выложена из кирпича цифра «1909». Весь фасад обрамляют современные разнообразные постройки временного характера.
3.
С востока и запада
к зданию примыкают вплотную соседние постройки.
4.
Интерьеры.
Первоначальное оформление входной двери в стиле «Модерн» сохранилось. Остальные двери, одностворчатые и двустворчатые - имеют однотипные формы и характерный рисунок. Часть из них первоначально была остеклена. Почти все двери сохранились.
Окна разнообразных форм, деревянные, фигурные, также почти все сохранились, за исключением окон-витрин северного фасада. Однако их первоначальный облик может быть восстановлен по фотографии 1920-х годов.
Лестницы в здании две - одна парадная, украшена ажурной решеткой из кованых деталей в характерном стиле, хорошо сохранилась. «Черная» лестница имеет решетки более простого рисунка, но типичного для Пятигорска второй половины XIX - начала XX века.
Полы паркетные, в некоторых помещениях сохранились первоначальные.
Стены и потолки оштукатурены и побелены. Первоначально в некоторых комнатах потолки, обтянутые тканью, были расписные, так же как и стены. Наблюдаются лепные украшения в некоторых помещениях.
Заключение
Дом наследников Ходжаева - одна из самых замечательных построек в Пятигорске начала XX века. Сохранившаяся фотография 1920-х годов дает представление о том, что здание это украшало главную улицу города. Оно выстроено в тот период, когда стиль «модерн» уже утрачивал свое влияние, и на смену ему шили строгие формы конструктивизма. Фасад дома неповторим, в Пятигорске аналогов не имеет. Первоначальная пышная отделка интерьеров говорила о состоятельности владельцев, была отражением уровня их культуры.